По свидетельству П.Л. Мартынова, Старые Маклауши самый первый, древний населенный пункт, возникший на территории нынешнего Майнского района. Чувашская деревня Маклауша существовала здесь, когда еще не было Симбирско – Карсунской укрепленной линии с городками и острогами на ней , когда вокруг на необозримые пространства расстилались «дикие поля» и «порозжия земли».
Из «Книги строельной города Синдбирска», относящейся к 1649 году, видно, что в этом году «отмерено на пашню земли новозаписным служилым татарам в деревне Маклаушах, Якубке Атабаеву с товарищи, на 50 человек, три тысячи восемьдесят четвертей « от Кучаровского леса вниз по рекам Большой и Малой Маклаушкам. Интересно происхождение названия деревни и реки. В.Ф. Барашков пишет:»Речка, видимо, поименована по местности, В чувашском языке мак – «мох», макла – «моховой», ушка – уменьшительный суффикс, возникший на русской основе «. Есть и другая, местная версия на название: поселившиеся в здешних краях татары, радуясь красивым лесным местам , где весело раздавались птичьи голоса, назвали их по-своему(«монлы - тавыш» – веселые голоса.)
В самом начале существования села среди татарских семей оказались 3 семьи мордовских. Со временем их количество увеличилось, и в 1667 году здесь было уже 17 мордовских дворов. Очевидно, в том же 17 веке по неизвестным причинам татары переселились на новое место и в 5 километрах севернее по той же речке Маклаушке основали деревню Новые Маклауши. За первоначальным поселением закрепилось название Старые Маклауши, которое было уже чисто Мордовским. В последующие десятилетия здесь начали селиться семьи русских перевезенцев, и уже в 1799 году село состояло из 48 дворов мордовских и 24 дворов русских с населением 289 человек мордвы и 117 человек русских. Появление здесь русских людей старожилы в 19 веке объясняли случайностью. Будто однажды во времена бироновщины через Старые Маклауши по этапу двигались в Сибирь в ссылку несколько русских семей. Именно здесь их догнал гонец с манифестом о воцарении Елизаветы Петровны и амнистии. Сосланным разрешалось, взамен Сибири, поселиться тут и всем им бала дана одна фамилия – Поселенновы. Эти семьи были поселены в Старых Маклаушах и положили начало русской его части жителей, а фамилия Поселенновых сохранилась до настоящего времени.
В период крестьянской войны под предводительством С.Т.Разина Маклауши - один из местных центров народного восстания. 27 сентября 1670 года возле деревни произошел один из боев царских карательных войск во главе с князем Ю.Н.Барятинским с большим отрядом здешних крестьян—русских, татар и мордвы. Разбив восставших, каратели через 2 дня отошли к Симбирской «черте», к Тагаю. Население Старых Маклауш в 18 веке подверглось насильственному крещению. До реформы 1861 года оно относилось к разряду удельных крепостных. После реформы 1861 года на 1 ревизскую душу приходилось менее1,5 десятин выкупленной земли. Страдая от малоземелья, местные крестьяне почти 1,5 года, с 12 июля 1887 года по 14 декабря 1888 года оказывали упорное сопротивление властям по земельному вопросу.
В селе «в значительной степени «был развит «шерстобитный промысел». Не только на всю губернию производились тут войлочные шляпы и сапоги. Ежегодно 130 человек уходило далеко за Волгу, с сентября до середины апреля, и возвращались с хорошими заработками. Хорошо развита деревообработка, а по берегам реки Маклаушка успешно развивалось садоводство. Через село проходил Казанско – Карсунсуий тракт.
14 декабря 1886 года сельский сход крестьян решил открыть у себя одноклассное образцовое училище на средства земства и выбрал уполномоченных, грамотных крестьян П. Афанасьева и З. Петрова для ходатайства по этому делу. Уездное земство отказало в просьбе крестьян, предложив им построить и открыть в соседнем русском селе Чуфарово, от чего они отказались, ссылаясь на незнание русского языка.
И только в 1900 году в Старых Маклаушах открылась своя, Церковно – приходская школа, ее первому учителю М.Н. Назаркину было 17 лет.(до этого времени дети местных крестьян учились в Новоникулинской начальной школе, много внимания уделял ее основатель и попечитель, русский писатель – публицист В.Н Назарьев и И.Н. Ульянов). Со дня своего открытия школа помещалась «в собственном здании», на строительство которого училищный совет при святейшем синоде отпустил 500 рублей.
Во время столыпинской земельной реформы в 5 км. от села был образован пос. Иерусалимка ( в 1928 году – 12 дворов, 41 чел).
В годы первой русской революции здесь наблюдалось , среди населения, брожение, которое , однако, в открытое выступление не переросло.
Многие старомаклаушенцы были мобилизованы в армию в годы первой империалистической войны. Возвратившиеся домой солдаты – фронтовики и стали активными участниками установления в селе Советской власти, которое произошло здесь в начале 1918 года. К числу активистов ее установления относятся Старков А.Д.,Тарабонов Г.И., Вишняков К.П. и др. Летом 1818 года, когда Симбирск был временно захвачен белогвардейско – белоческими войсками, у села проходила линия фронта 24-й стрелковой Железной дивизии. Жители села Голышев Н.Я., Кривоногов М.Н., Старков Ф.Г., Феофанов В.И., Синдяев Н.В., Поселеннов Н.И. и многие другие защищали Советскую власть не только на территории Симбирской губернии , но и на других Фронтах гражданской войны.
Партийная организация создана в1928 году. Первыми коммунистами в селе были Голышев Н.Я., Голышев Ф.Я., Кривоногов С,П., Кривоногова А.И., Старков А.Д. и Кривоногов С.И. Они в том же 1928 году помогли сельской молодежи организовать комсомольскую ячейку, насчитывающую всего лишь пять человек. Это были Лытяков И.,Козлов С., Абрамов Н., Потаракина а., Гурьянов. А
В 1929 году двенадцать беднейших семей объединились в ТОЗ. - товарищество по совместной обработке земли (12 хозяйств , в т.ч. - Голышевы, Кривоноговы, Старковы и др.)
В следующем 1930 году на его основе создается колхоз «Единство». Коллективизация проходила в острейшей борьбе с кулаками , которые поджигали дома активистов, проводили злобную контрреволюционную агитацию. Кулаком Зайцевым Г.Н. был убит батрак – активист Степан Николаевич Зайцев за то , что указал , где было спрятано от сдачи государству большое количество кулацкого хлеба. Совершив преступление, убийца скрылся в лесу, откуда угрожал смертью всем активистам коллективизации. На партийно – комсомольском собрании было решено уничтожить бандита своими силами, Эту задачу выполнил секретарь комсомольской ячейки И. Лытяков.
В 30-40-х годах незаконно репрессировано 7 местных крестьян: осуждены на срок от 2 до 7 лет лишения свободы или ссылки в Северо-Казахстанскую область В.Н. Зайцев, А.А. Лытяков, В.С. Тарабанов, А.М.Рожков с дочерью и снохой и В.И.Богданова (все в последствии реабилитированы в 1989 году).